Педагогический этюд или опыт работы педагога.
1. Введение.

  90-е годы XX века и, первые 5-10 лет XXI века характеризовались и, вероятно будут характеризоваться отсутствием или размыванием стержневой государственной идеологии, основанной на честном производительном труде, на благо своей страны, соблюдении законов и определенных этических норм. Из истории известно, что без такой идеологии государство любой экономической формации сколько-нибудь длительный период существовать не может.
   К сожалению, борьба тоталитарных и демократических идей в начале 90-х годов свелась к разнузданному охаиванию не только отрицательных, но и всех положительных аспектов нашей жизни (нарушение принципа разумности). Идеологическому разгрому подверглись семейные устои, образование, медицина, культура, производственный, или как принято теперь говорить, реальный сектор экономики. Бесконтрольный прорыв коммерческой масскультуры, обращенной к самым низменным человеческим качествам, привёл и к замещению «тоталитарной» идеологии на мещанско-криминальную.
  В этих условиях многие взрослые, родители современных 13-18 летних подростков и юношей, были сбиты с толку, потеряли социальные ориентиры, а зачастую и смысл жизни. Что же говорить о подростках, чье осознание себя в обществе произошло в столь нелегкое время. Одновременно возникла неразбериха и в системе внешкольной работы с подростками: провозгласив воспитательные центры вне политики, многие так увлеклись этой идеей, что попытались поставить их и вне всякой идеологии. А это уже полный абсурд. Ведь воспитание - это и есть привитие воспитуемым каких - либо идей. И, наверное, не безразлично, будет ли воспитанник любить Родину, семью, дом или станет их ненавидеть; превыше всего ценить человеческую жизнь или хрустящие бумажки; жить по совести или по чьему-то указу; уважать закон не только из боязни наказания и, наконец, не столкнет ли в кювет постаревших и потому ставших обузой родителей. Все это, хотим мы или нет, вопросы идеологии. Идеологии, выработанной народом задолго до крещения Руси и до Рождества Христова.
  Без опоры на идеологию объяснить ребенку, где добро, а где зло - невозможно! Вероятно, нет смысла пичкать детские души идеями сиюминутных политиков, но любовь к Родине - добро независимо от того, кто ею правит - демократы, коммунисты или партия любителей пива. Каким бы плохим ни было правление - оно временно, а Родина вечна! В отсутствии непреходящих ориентиров произошёл взрыв детской преступности, наркомании, алкоголизма. Доминирующим стало стремление получать от жизни в основном пассивные удовольствия, потерялся интерес к учебе, труд стал восприниматься лишь как средство нажив, и это далеко неполный перечень негативных явлений вызванных дефицитом идеологии, с которым мы сталкиваемся повседневно.
  В этих условиях неизмеримо возросла роль и ответственность внешкольного, а затем дополнительного образования перед обществом. Ныне, пожалуй, только система дополнительного образования. Способна:
1.Восполнить дефицит воспитательного влияния, возникающий из-за высокой загрузки учителей в школе и занятости родителей, вынужденных работать все свободное время, либо не заинтересованных в воспитании своих детей;
2.создать неблагополучным, а также излишне расторможенным, трудно управляемым детям психологически комфортную обстановку для раскрытия их положительных качеств, освобождения от комплексов неполноценности, и постоянно возникающего стресса и чувства вины, вызванных репрессивной педагогикой в школе и окриками родителей дома. Этот пункт особенно важен, так как предоставленные сами себе подростки-мальчики находят разрядку, в лучшем случае совершая хулиганские поступки, создавая подростковые неформальные объединения и группировки около криминальной направленности, в лучшем- опустошая себя регулярной многочасовой игрой на компьютерах, просмотрами низкопробных видеофильмов и телесериалов, создающих иллюзию некоего обособленного, «виртуального» мира, на деле ведущих к моральному одичанию (см. Р. Бредбери «Вельд» и «536° по Фаренгейту»);
3.научить детей правильно, с пользой, организовывать свой досуги тем самым помочь правильно ориентироваться в условиях быстро меняющейся социальной обстановки. При этом имеется ввиду, что именно неумение правильно распорядиться свободным временем наряду с недостатком культуры и воспитания, активно культивируемом средствами массовой информации, толкает детей и взрослых на антиобщественные поступки и ведет к деградации личности;
4. дать подопечным возможность неформального общения со взрослыми людьми, заинтересованно относящимися к их нуждам и желаниям, понимающим мотивацию поведения и минимально ограничивающими их естественное стремление к самоутверждению.
Исходя из этих предпосылок, на основании многолетнего опыта работ с «растерявшимися» подростками и их родителями, была предпринята создания пакета программ, основная цель которых привить детям, попавшим в сложные социальные условия, интерес к здоровому образу жизни, установить шкалу ценностей в соответствии с интересами государства, общества, семьи.

2. Теоретическая часть.

Из истории туризма
(по материалам [21]).

В качестве основного образовательного фона, а точнее в качестве приманки для трудных и потерянных подростков был выбран туризм и сопутствующие ему виды деятельности привлекательность и воспитательный аспект которых хорошо известны. Из истории школьного туризма (по материалам сборника [21]). Как известно, первые кружки для молодежи, ставшие примерами системы дополнительного образования в России, возникли в 1905 году.
   Примерно в этот же период в недрах Кавказского Горного общества, организованного в 1899 году в Пятигорске, имевшего туристскую и научно-познавательную направленность выделяется молодежное, школьное движение. На основании опыта работы общества его Председатель - Рудольф Рудольфович Лейцингер пришел к выводу, что для того, чтобы туризм, экскурсии, исследования гор нашли сотни увлеченных последователей, нужно начинать с молодого поколения, с учащихся. Нужны квалификационные кадры инструкторов, гидов, экскурсоводов, необходимы десятки подготовленных и описанных туристских и экскурсионных маршрутов, нужна целая сеть гостиниц и приютов, необходимо решение вопросов связи и транспорта - задача, решение которой в России, раздираемой политическими противоречиями, казались неразрешимой. Но решение было принято, путь определен: для создания туристской индустрии в России нужно начинать с молодых, начинать с ученического туризма.
   Несмотря на постоянную нехватку средств, в сезоне 1905 г. были организованы 8 специальных ученических экскурсий, в которых приняло участие 246 учащихся их различны городов России. Для реализации задуманного Рудольф Рудольфович предпринимает широкий комплекс мер, часть которых, говоря языком сегодняшним, мы бы назвали рекламно-агитационными. Он готовит и в 1906 году издает брошюру «Нъсколько словъ объ ученическихъ экскурсiяхъ», которую самостоятельно рассылает по всем учебным Округам России, в Министерство Народного Просвещения, а также в адреса более 640 образовательных учреждений - гимназий, реальных училищ, духовных семинарий. Лейцингер обращается в Министерство Народного Просвещения с просьбой разрешить Кавказскому Горному Обществу пользоваться бесплатными приютами в казенных учебных заведениях Кавказа. Завадский - попечитель Кавказского Учебного Округа (КУО), в ведении которого в то время входил весь Северный Кавказ и Закавказье, удовлетворил означенное ходатайство. Более того, новый Попечитель КУО господин Рудольф в ноябре 1907 года издал расположение «Об ученических экскурсиях». Этот чрезвычайно интересный документ, представляющий огромную историческую ценность недавно был обнаружен в архиве.
Распоряжение № 397 от 10 ноября 1907 года Попечителя Кавказского учебного Округа: «Объ ученическихъ экскурсiяхъ» «Изъ поступившихъ въ Управление Округа отвътовь на циркулярное обращенiе моё о необходимости установления связи класснаго преподаванiя съ жизнью и введенiя въ этих цъляхъ практическихъ занятiй по возможности по всъмъ предметамъ курса средней школы, я усматриваю, что педагогически совъты, вообще весьма сочувственно отнесшiеся къ моей мысли и на мътившiе цълый рядъ разнородныхъ практическихъ работъ, далеко не всъ обратили вниманiе па одну крайне важную меру, имъющую въ высшей степени cерiозное значенiе въ дълъ закръпленiя практическимъ путемъ добытыхъ учащимися теоретических свъдънiй. Я разумъю УЧЕНИЧЕСКIЯ ЭКСКУРСIИ. Доставляя учащимся возможность прiятно провести время, способствуя правильному развитiю ихъ физическихъ силъ, сообщая им бодрость духа и ясность мысли, развивая и укрепляя ихъ силу воли путемъ борьбы съ тьми препятствiями и неудобствами, которыя неръдко приходится преодолъвать экскурсiи способствуютъ развитiю въ молодежи чувства любви къ природъ, наглядно и непосредственно знакомятъ дътей съ ея силами и неисчерпаемыми богатствами, развиваютъ любознательность, изощряютъ наблюдательность, усиливают самодъятельность; давая возможность дътям получить самое чистое и высокое наслажденiе отъ картинъ природы, экскурсы содъствуютъ развитiю эстетическаго вкуса, стремлсшя ко всему истинно прекрасному; знакомя на памятникахъ съдой старины съ прошлой исторiей предшествующихъ поколънiй. Предоставляя вмъстъ съ тьмъ, возможность наблюдать и современную жизнь родного народа со всъми ея радостями и горестями, экскурсiи могутъ заронитъ въ сердца юношей и дътей съмена сознательной любви къ родинъ и дъятельное влеченiе работать на ея пользу, и тъмъ самымъ способствовать выработкъ здравыхъ жизненныхъ идеаловъ, созданю которыхъ составляеть ближайшую задачу школы.
   Однако, для того, чтобы экскурсiи достигали указанныхь научно-воспитательныхъ результатовъ и не превращались въ заурядныя увесилительныя прогулки, имъ должна предшествовать серiозная подготовка, какъ участниковъ, такъ и руководителей экскурсiи. Руководителями экскурсiй должны являться преподаватели, наиболъе выдающiеся по своимъ познашямъ въ разныхъ отрасляхъ науки. Они должны сами предварительно изучить и будущихъ экскурсантовъ ознакомить со всъмъ тъмъ, что имъет отношенie къ местности, въ которую предположено совершить экскурсiю: съ географическимъ характеромъ мъстности, картой ея, устройствомъ поверхности, климатомъ, этнографическимъ составомъ населенiя, промышленностью, геологическими, ботаническими и зоологическими особенностями, съ ея историческимъ прошлымъ, съ литературными и историческими воспомiнаниями, связанными съ ней и т.д. и т.д.
  Экскурсiи, насколько мне извъстно, практиковались в Кавказскомъ учебномъ округъ съ давнихъ поръ, и нъкоторыя изънихъ /горныя экскурсш учениковъ Екатеринодарской гимназiи, экскурсiи нъкоторыхъ учебныхъ заведенiй гор. Тифлиса/, какъ вполнъ правильно и цълесообразно организованный, имъли несомнънно большое воспитательное и образовательное значенiе. Къ сожалeнiю, не представляется возможности сказать то же самое по отношенiю къ ученическимь экскурсiямъ, имъвшимъ мъсто в послъднiе 2-3 года. Будучи предприняты случайно, безо всякой предварительной подготовки участниковъ и руководителей, безъ опредъленной цъли, онъ не могли принести сколько-нибудь осязательной пользы, и въ нъкоторыхъ случаяхъ имъли даже отрицательное значенiе, подрывая результатами своими въру въ экскурст въ глазахъ людей.
   видъвшихъ въ нъх одно изъ могущественныхъ средствъ воспитательно-образовательного воздъйствна подрастающее поколънiе. Въ полной уверънности, что педагогическое совъты и начальники учебныхъ заведент раздъляютъ высказанный мною взглядъ, какъ въ отношенш пользы экскурсiи вообще, такъ и необходимости возможно болъе правильной ихъ организацiи, я покорно прошу начальниковъ учебныхъ заведенiи принять всъ мъры къ тому, чтобы полнъе и продуктивнъе использовать ученическия экскурсiи въ цъляхъ какъ расширешя общаго развитiя учащихся, такъ и углубленiя ихъ познанiй по разнымъ предметамъ курса школы. И естественникъ, и историкъ, и словесникъ, и географъ, и учитель рисованiя, и законоучитель, и математикъ - должны принять посильное участiе в правильной ортанизацiи и совмъстномъ проведенiи экскурсiи, чтобы извлечь изъ нихъ всю ту пользу, какую онi могут дать. Съ своей стороны я готов оказать всякое содъйствiе экскурсiямъ, при условiи, однако, если образовательно- воспитательные результаты каждой изъ них будут, возможно, надежнъе гарантированы солидной предварительной подготовкой руководителей и участниковъ. Безъ этого экскурciи представляются нежелательными, мало полезными, а иногда даже вредными.
   Лица, интересующiяся улучшенiем организацiи ученическихъ экскурсiй, могли бы получить очень цънныя свъдънiя и указанiя отъ существующяго съ 1902 года «Кавказскаго горнаго общества въ Пятигорскъ», уставь коего помъщенъ въ № 10 «Циркуляра по упр. окр. за 1907 годъ». Общество это ръшило принимать на себя организацно и веденiе систематическихъ научновоспитательныхь экскурсiй по Кавказу для учащихся среднихъ учебныхъ заведенiй и уже организовалось въ 1905 году 32 общихъ экскурсiи при 677 участникахъ и 8 ученическихъ при 246 экскурсантахъ. Принимая на себя устройство экскурсий в предълахъ Кавказа, общество имъетъ возможность предложить слъдующее:

1) составление подробныхъ маршрутовъ и смътъ, считая исходнымъ пунктомъ Пятигорскъ;
2) предоставление безплатнаго опытнаго руководителя;
3) предоставленiе льготнаго проъзда, гдъ на это предоставлено право членамъ общества;
4) безплатную остановку и ночлегъ въ баракахъ и горныхъ хижинахъ, принадлежащихъ обществу, и въ казенныхъ зданшхъ,на которыя имъется разръшенiе властей;
5) собираше древесныхъ породъ, рыбную ловлю и охоту въ мъстностяхъ, на которыя имъется разръшеше;
6) безвозмездную выдачу всевозможнаго рода совътовъ, cпрaвокъ и льготныхъ документовъ.

Въ будущемъ общество имъетъ въ виду сдълать учебно-воспитательныя экскурсии безплатными для ихъ участниковъ. Принимая во вниманiе, что содъйствiе, которое можетъ оказать «Кавказское горное общество» дълу правильной постановки ученическихъ экскурсiй, нельзя не признать весьма существенным, покорно прошу г.г. начальниковъ учебныхъ заведений принять меры къ привлеченiю лицъ педагогичаскаго персонала въ число дъйствительныхъ членовъ общества. Положенные по уставу членскiе взносы могли бы быть вносимы изъ спецiальных средствъ учебныхь заведений. Эти и другiе расходы по организацiи экскурсiй въ значительной мъръ возмьстятся стоимостью тъхъ естественно-историческихъ, исторических и иныхъ коллекцiй и отдълъныхъ предметов, кои будут собраны участниками экскурсiй. При этомъ коллекции и предметы, оказавшiеся излишними для кабинетовъ данного учебнаго заведенiя, могли бы быть пересылаемы для соотвътственнаго обмъна въ другiя учебныя заведенiя округа или даже другихъ округовъ, нуждающiяся въ таковыхъ, или препровождаемы въ «Центральный педагогически музей Кавказскаго учебнаго округа» въ Тифлись. О дальнъшемъ прошу поставить меня въ извъстность.

г-н Рудольф

Такому отношению к школьному туризму мы можем позавидовать и сейчас, спустя почти сотню лет.

  Начиная с 1906 года, бесспорное первое место в деятельности Общества занимает организация экскурсий для учащейся молодежи. Часть своей усадьбы P.P. Лейцингер и ранее принимавший ученические группы, отводит под первую в России школьную туристскую базу, которую называет «Ученический приют КГО в Пятигорске - гостиница "Швейцария", в котором уже в сезоне 1907 года принимает группы из различных городов России, включая Сибирь.
  Будучи человеком состоятельным, Лейцингер стремился сделать туризм доступным для всех учащихся. Молодой человек должен иметь возможность путешествовать, закалять себя, он должен увидеть свою великую родину для того, чтобы вырасти достойным гражданином, а поскольку необходимыми средствами учащиеся не располагают, государство обязано содействовать им в этом - такую позицию занимал и отстаивал Рудольф Рудольфович. Письма, обращения которые Лейцингер рассылал в различные департаменты и Министерства, как это ни странно, часто встречал вполне доброжелательное отношение. Министерство путей сообщения в ответ на обращение Р. Лейцингера установило для ученических экскурсионных групп льготный пятидесяти процентный тариф для проезда по железной дороге, которой, к счастью, с 1907 г. так никто и не отменил! Министерство Народного Просвещения поддерживало предложения и начинания Лейцингера по развитию ученического туризма, принимались и вводились общероссийские программы, например, к моменту окончания гимназии все гимназисты должны были посетить три великих российских города: Киев, Санкт-Петербург и Москву - т.е. шло создание ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ, краеведческой программы. НИЧЕГО ПОДОБНОГО, К СОЖАЛЕНИЮ, МЫ НЕ ИМЕЕМ В НАШИ ДНИ.
  В мае 1909 г. начал реализоваться самый грандиозный проект Рудольфа Рудольфовича - прокладка пешеходной тропы от поляны Азау к восточной и западной вершинам Эльбруса. С этой целью Лейценгер организовал экспедицию на Эльбрус, на юго-восточном склоне которого, на так называемом «Кругозоре», был сооружен каменный приют, который получил название «Лейцингеровского». Летом того же года II человек из 18 участвовавших в экспедиции добрались до площадки на высоте 4134 метров. Крупные камни защищали ее с востока и с севера, словно естественные стены, участники экспедиции соорудили еще одну защитную стенку, с западной стороны. Нынешнее здание приюта было по строено в середине 30-х годов, но память об участниках экспедиции 1909 года, подобравших и обустроивших эту площадку, сохранилась: самый высокогорный приют Европы носил имя, рекомендованное Лейценгиром - «Приют одиннадцати». В 1999 г. ему исполнилось 100 лет.
  После смерти Лейцингера деятельность Общества не прекратилась, продолжал работать и ученический приют, и в 1910 г. в нем приняли 782 учащихся, причем количество экскурсантов могло быть значительно выше, но их поток сократился из-за эпидемии холеры, свирепствовавшей на юге России.
  И так все основные принципы дополнительного образования применительно к школьному туризму были сформулированы и опробованы без малого сто лет назад. Нет смысла подробно приводить историю школьного туризма в СССР, она хорошо известна. 70-летняя практика развила и разработала идеи и концепции, заложенные в начале века. Детский, школьный туризмстал массовым явлением.
  В наше время школьный туризм, несмотря на известные всем трудности, усилиями энтузиастов был сохранен, а его уникальные особенности в новых условиях стали служить решению новых задач.

2.2 Школьный туризм сегодня.

  К сожалению в первые годы становления дополнительного образования в некоторых директивных материалах в качестве основной цели деятельности кружка (объединения по интересам)- были названы умение н навыки, иногда специальные знания к конкретному виду деятельности. Отсутствовало понимание того, что все это только средство, а целью должно быть развитие личности ребенка, его творческого потенциала.
  Многие возникшие вслед за этим установки, программы и методические указания свидетельствовали о слабом знании авторами современных детей, отрыве ряда педагогов-теоретиков и чиновников высокого ранга от реалий сегодняшнего дня. Их опыт работы со школьниками приобретённый в советское время, в современных условиях оказался безполезным. Приобретать же новый, современный, можно только работая с детьми, а это чиновникам от педагогики уже не под силу.Вероятно, подростки 90-х годов виделись им эдакими идеальными пионерами или абстрактно свободными скаутами, жаждущими приобщиться к знаниям и культуре. Увы, они ошибались. Их концепции, директивы и установки оказались по сути «бездетными».

2.3 Наш метод.

  Учитывая сложность работы с современными подростками, часто не желающими учиться чему-либо добровольно, нами была использована методика, подсказанная самой жизнью.
   Как-то в нашем центре появился довольно известный автор и исполнитель cамодеятельной песни. Попытки набора учеников по объявлению оказались тщетными, и тогда Бард вооружившись гитарой пошел по подъездам, где собирались подростки. Личное обаяние и владение инструментом сделали свое дело. Подростки перекочевали в клуб, к новому неформальному лидеру.
  Стержнем наших программ является стремление педагога стать в среде своих воспитанников неформальным лидером, «авторитетом тусовки». Для этого, дав начальные туристские навыки, достаточные для участия в двух-трехдневных походах, педагог предоставляет подросткам максимально возможную свободу действий, исподволь направляя их энергию в нужное русло. Полностью исключается мелочная опека. Обучение в значительной мере, проводится на основе проб и ошибок или на живом примере воспитанников старшего возраста, разумеется, если последствия ошибок не влияют на безопасность. Не всегда понятные школьникам требования учителей, наказания выговорами и двойками за невыученный урок, оставляют в глубине души подростка сомнения: так ли нужна эта «Геометрия», обязательно ли мыть руки перед едой, а может быть ... В походных условиях за не выученный урок наказывает природа, после этого сомневаться в словах педагога не приходится. Вместе с тем, призывая на помощь вместо классного надзирателя с плеткой дождь или стертые ноги педагог не забывает о поощрениях: При первом удобном случае он обращает внимание подопечных на результаты их деятельности фразами типа: «Это вы уже умеете», «Это вы будете делать без меня», «Вы не хуже других, поэтому проверять я вас не буду».
  Одновременно с такой свободой устанавливается ряд понятных и общепринятых этических, эстетических, санитарных, экологических правил типа: «не употреблять алкоголь», «не курить у костра и в палатках», «не мусорить», «не ругаться», «уважать окружающих», «беречь природу». За их нарушение провинившиеся как в армии получают наряды. Например: внеочередное мытье варочной посуды. Выбор средств поощрения и наказания может при этом предоставляться совету группы или командиру-лидеру из числа школьников. Участие в наиболее интересных мероприятиях может быть обусловлено требованиями к учебе и дисциплине в школе.
  Практический пример: в сложной группе, где большинство подростков было знакомо с легкими наркотиками, неформальный лидер, видимо надеявшийся в походе укрепить свой авторитет, противопоставляя себя педагогу, отказался брать накидку от дождя, ссылаясь на непромокаемую «крутую» куртку с быком на спине и на то, что в Крыму дождей не бывает. Замечание о том, что городская куртка не спасет было встречено насмешкой. Педагог не стал настаивать и напоминать, что ноябрь в Крымских гоpax не такой, как август на пляжах. Первая же непогода принесла дождь со снегом и наш «крутой» лидер промок до трусов. На стоянке, он, чтобы высушиться, буквально сел в костер, отмахиваясь от предостерегающих замечаний. На глазах группы куртка начала плавиться и у грозного быка перекосило морду. Разгром был полный. Его довершили косые взгляды жителей Севастополя. Потеряв авторитет, лидер покинул группу и вскоре погиб от передозировки. Группа же, избавившись от вредного влияния, благополучно окончила школу. Большинство участников поступило в ВУЗы, многие ушли во взрослый, спортивный туризм. В рамках программы, в целях РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ в непринужденной обстановке проводятся беседы на любые интересующие детей темы. В частности, поддерживаются и развиваются стихийно возникшие разговоры на исторические, экономические, политические, религиозные, литературные, топонимические и другие темы с целью правильной социальной и профессиональной ориентации подростков, развития чувства уважения к национальным традициям, истории своего и соседних народов, воспитания чувства гордости за свою Родину, обучения правильному общению, умению вести беседы и споры. При заинтересованности детей проводятся экскурсии в музеи, посещение достопримечательных мест, выставок и т.д.
  Не раскрывая подробно темы бесед, отметим такие примеры:
-Все имена и названия имеют реальный смысл на каком-либо языке. Например, названия Дон, Днепр, Днестр, Десна, дно- происходят от санскритского «Дуни»- вода. Береза в переводе с того же санскрита означает «высокая». Слово «хорошо» про исходит от древнеславянского понятия «ХОРО» или «КОЛО», что означает прежде всего СОЛНЦЕ, то есть хорошо в буквальном смысле- солнечно. Отсюда же славянский бог солнца ХОРС - огненный конь и по английски лошадь.
-Весьма полезны беседы из истории религий, поскольку Россия является объектом атак многочисленных проповедников и сектантов, чьи учения, как например, «Дианеотика-саентология» являются деструктивными для личности. Особенно эффективны такие беседы в момент столкновения учащихся с адептами той или иной конфессии.
  Как-то раз в одном из московский ЦеВеэРов собрался переезжать филиал, и все сотрудники, как водится, стали на время грузчиками и уборщицами. Мне досталось что-то таскать в паре с незнакомым молодым парнем в черной майке с кровавым страшилищем и перевернутой пентаграммой! Для непосвященных замечу, что перевернутая пентаграмма (пятиконечная звезда с двумя лучами кверху) у сатанистских сект - символическое изображение бафомета-дьявола в образе козла с женским торсом. Два верхних луча- рога, два боковых - уши, нижний луч - борода клинышком. Из разговора выяснилось, что парень недавно пришел к нам руководителем дискотеки. Поскольку влияние диск-жокея на молодежное общество огромно, я поинтересовался, что для него символы на майке - дань моде или ... Парень, не смущаясь, ответил, что да, он сатанист и, по его убеждению, сатана, то есть зло, незаслуженно обижен Богом, то есть добром, добро вовсе и не добро, а только под добро рядится, а вот сатана ... Дальше последовал довольно сбивчивый пересказ расхожих сатанистских догм. Я попытался определить, насколько новоявленный воспитатель подрастающего поколения разбирается в учении своей секты. Однако буквально вторым вопросом его познания оказались исчерпаны. Ни истории возникновения секты и всего сатанинского культа, ни лежащей в их основе легенды о Люцифере, боге Адона и мастере Адонираме, о структуре и принципах организации своей секты, как и всех других тоталитарных мистических обществ, он вообще осведомлен не был. Пришлось рассказать ему многое из того, что руководители сект старательно скрывают от новопосвященных-профанов. Например, то, что истинные цели сект тщательно маскируются от новичков туманными, подчас романтическими россказнями. Делается это для того, чтобы не спугнуть их с самого начала и иметь возможность исподволь внедрять в сознание идеи секты, чтобы уже потом прошедшие по ступеням посвящения увязшие души оказались бы накрепко привязанными к «черным кардиналам», «учителям», «гуру», «мастерам» и прочим, кому имя легион.
  Мы читали о ритуальных убийствах подростков в Тюмени, мы помним монахов Оптиной пустыни, погибших от рук сатанистов. Это апофеоз. А перед тем - сатанистские тусовки на базе дискотек, увлечение символикой, садистские развлечения, черные мессы с имитацией ритуальных убийств на манекенах, глумление над православными святынями и чувствами верующих, отрицание общепринятых понятий добра и зла.
  Были и другие встречи с подростками, стоявшими на более низкой ступени посвящения. Они вполне могли быть подопечными моего диск-жокея. Парни утверждали, что сатана позволяет им «творить любой беспредел». Им зачтется плохое поведение в школе, «препарирование» кошек, воровство, издевательство и грабеж младших школьников. Они-де свободны от общества и его правил, они выше всякого «быдла», то есть честных граждан, и потому вправе жить за их счет. Попутно я поинтересовался знаниями юных адептов темных сил в области географии, истории и уразумел, что Зоя Космодемьянская была предводительницей французской революции и ее сожгли на костре, а также, что расположенный под Санкт-Петербургом Севастополь оборонял от шведов Петр I. Они же, эти шведы были после разбиты Кутузовым при Бородине.
  Разумеется дело не в одних сатанистах. Недавно в поезде к моим воспитанникам подсела «агитбригада» евангелистов, вооруженная буклетами и гитарами. Из их откровений мы узнали, что Бог есть любовь, и в том числе «любовь» физиологическая, и именно через нее мы можем обрести Царство Божие. Не знаю, кто и как обучал этих «миссионеров», но едва прикрытые евангелистской фразеологией глупость, лицемерие, фарисейство нам, сопровождавшим группу взрослым, была очевидна. А вот подросткам ... Уж больно красиво пели проповедники рокхиты во славу Господню, уж больно привлекательно блудить, прикрываясь Его именем!
  Пришлось вмешаться. Я, увы, не имею богословного образования и даже, к стыду своему, не крещен. Но в конце второго часа полемики предложенный "пастору" тезис о ложности учения Христа загнал его в угол. Он с Евангелием в руках (!) не смог достойно возразить. Даже молчавший до поры иностранный руководитель миссии не смог поправить дело. Школьники потеряли к агитаторам интерес.
  Особое место в программах отводится авторской песне. Одна из них, так и назывется «Туризм и туристский фольклёр». Конечно, обращаться к песне можно при условии, что педагог владеет гитарой, либо имеет хороших исполнителей среди своих знакомых или, если таковые есть в штате учреждения дополнительного образования. При этом особое место уделяется не сольным выступлениям, а коллективному и хоровому пению.
  В рамках программы вторыми руководителями (заместителями руководителя) приглашаются опытные туристы-спортсмены, способные доступно для подростков излагать свои знания в перечисленных выше областях. К участию в походах, по возможности, привлекаются родители, учителя. Беседы для школьников удобно начинать между взрослыми, постепенно вовлекая в них детей или включаясь в разговор, возникший между детьми. ПРОГРАММЫ НЕ СТАВЯТ никаких особых требований к ОФП, теоретической или практической подготовке учеников ни при приеме в группу, ни во время занятий. Исключение оговорены в общепринятых нормативных документах. Однако, естественное стремление к совершенствованию всячески поощряется и стимулируется. Для этого, в соответствии с опытом группы, во время каникул проводятся многодневные и дальние походы от степенных до третьей категории сложности во время каникул. Возможные районы проведения походов: Подмосковье, Средняя полоса России, Крым, Карпаты, Кавказ, Хибины, Копетдаг и др. По мере выполнения нормативов участникам походов присваиваются юношеские и взрослые спортивные разряды, квалификации «Юный судья» и «Судья по спорту».

3. Методическая часть.

  При составлении программ учитывалось, что подростки, на которых они расчитаны устав в школе, как правило, плохо воспринимают теоретические (лекционные) занятия поэтому они сведенены к минимуму. Основные туристские навыки прививаются им на семинарах (решение ситуационных задач, самостоятельные работы и т.д.) и на практике в походах (рассказ с показом, короткие беседы перед началом действия, разъяснение принятых решений и ошибок).
  Для повышения интереса к занятиям туризмом и стимулирования спортивного роста, предполагается участие в туристских соревнованиях различного ранга, поездки на слеты и соревнования других городов и районов в качестве гостевых команд, а также посещение соревнований и тренировок взрослых туристов, где школьники убеждаются в серьезности, «взрослости» выбранного им занятия. При этом календарный и тематический план занятий в группах 1-4 года обучения практически совпадают, однако идет постоянное наращивание полученных знаний, постепенное смещение акцентов с обучения на практическое применение в походах, соревнованиях, слетах с постепенным увеличением сложности и самостоятельности при выполнении поставленных задач. В дальнейшем предполагается участие в организации перечисленных мероприятий и, наконец, работа с начинающими туристами в качестве младших инструкторов.
  Конкретные тематические планы составляются на основании программы подготовки туристских общественных кадров, принятых Союзом путешественников России и Российской станцией юных туристов.
  Тематические и календарные планы занятий могут меняться в зависимости от погодных условий, особенностей конкретной группы. Выпускники в обязательном порядке ориентируются на продолжение занятий спортивным туризмом во взрослой жизни. Их знакомят с расположенными вблизи клубами и секциями туризма, по возможности, подключая к работе еще в старших классах. Видя серьезное отношение к занятиям взрослых туристов, старшеклассники переносят атмосферу спортивных туристских клубов в работу кружка.
  Как уже указывалось, педагог может в широких пределах менять тематику и распределение времени занятий, сохраняя при этом общую воспитательную направленность.   Хороший воспитательный эффект дает привлечение «трудных» подростков к судейству соревнований в качестве помощников судей, это способствует преодолению комплексов и помогает укреплению сознания собственной значимости. Учащихся 10-11 классов желательно привлекать к работе с новичками в качестве инструкторов. Нередко незаметные среди сверстников, пассивные, отстающие участники, попадая на "сержантские" должности в младших группах в считанные часы превращаются в ответственных, заинтересованных, инициативных помощников, а затем становятся лидерами и среди одногодков.
  Поэтому педагог одновременно с подростками может вести кружок для школьников младшего или среднего возраста. Для развития чувства коллективизма и уважительного отношения к товарищам создаются условия, ситуации, где благоприятный исход возможен только при совместных действиях всех участников похода, их взаимопомощи и взаимовыручке. Внушается необходимость следить не только за своим снаряжением, но и за снаряжением всей группы (поправить чужую палатку, укрыть от дождя чужие вещи). Проводится мысль о том, что в походе нет здоровья и благополучия отдельного участника, а есть здоровье и благополучие группы, как единого организма, поскольку плохое настроение, заболевание одного участника сказывается на состоянии всей группы вплоть до срыва похода.

4.Заключение.

  В настоящее время в нашем ДЮЦ действуют две образовательные программы, основанные на изложенных выше принципах. Ряд сотрудников делает попытки создания аналогичных программ, используя другие виды деятельносьти. Одна из программ в 2001г. получила гос.сертификат. Опыт нескольких лет работы дал определенный положительный результат, частично описанный выше. Есть и еще одно серьезное достижение - один из воспитанников, исключенный из школы и двух ПТУ год обитавший в подвалах определен на работу на завод, получил 3 квалификационный разряд и в ближайшее время сдаст экзамены на 4 разряд.На заводах, куда он обращался никто не желал брать парня в ученики, пришлось искать наставника среди друзей-туристов. 7 выпускников 98-2000г. окончили школы стп, участвовали в горных походах 3-й-4-й к.с. Наибольшую сложность представляет набор и удержание новичков. Нам трудно конкурировать с "интернет-салонами", где за мизерную плату дети гоняют беcсмысленные игры, иногда до 3-х часов ночи.
  А кроме того, нет реальной помощи от школ - классные руководители, на словах заинтересованные в нашей работе, как правило не в состоянии лишний раз напомнить школьникам про занятия в кружках. Редкая удача - найти учителя, желающего заниматься туризмом. В нашей практике таких было двое. Оба доросли до самостоятельного руководства походами 2-3 категории. Совместные с ними выпускники - наша, я думаю, законная гордость.
  Еще одна сложность - недостаток или отсутствие денег, относится к разряду банальных. Здесь приходится действовать всеми правдами и неправдами, но так живет сейчас и наука и производство. Работа по правилам и законам, к сожалению, мало отличается от забастовки.
  Отсутствуют или плохо известны педагогические разработки и учебные пособия по работе с трудными детьми в переходный период, при отсутствии четкой государственной идеологии. Прежние наработки в значительной мере устарели. А новых нет, так как педагогические академики давно не работают с детьми. Перестройка девальвировала их прежний опыт. Новый взять неоткуда, поэтому работы, которые они пишут для поддержания имиджа нередко оказываются бездетными.
  Огромным подспорьем для системы Д.О. мог бы стать специализированный образовательно-развлекательный телевизионный канал, ориентированный на подростков, при условии полного отсутствия рекламы, насилия, вульгарной и жаргонной речи, глумления над историей и искусством.
На главную
Hosted by uCoz