"В Крым с чёрного хода"
"Привычка московских туристов-школьников в осенние и весенние каникулы путешвствовать по Крыму после пресловутого 17 августа сделала некоторые группы "невыездными". В самом деле: плацкартный билет до Севастопля или Феодосии, следуя за долларом прыгнул до 480 р.(не считая стоимости постели). Скидки школьникам других государств Украина не даёт. Переезды на автобусах и троллейбусах по Крыму потребуют от 40 до 100 р., питание на 10 дней потянет ещё на 400; музеи, экскурсиибез которых Крым- не Крым- не менее сотни поскольку билетов дешевле 3 гривен (около 15 р.) мы не видели. Таким образом, поход в Крым обойдётся в 1500-1800 р. Такое даже не каждый взрослый может себе позволить. Поход на Кавказ стоит дешевле. Около 200р. надо на билет до Анапы или Туапсе, рублей 30-50 потребуется на внутримаршрутные переезды, не более 30 рублей на экскурсии, плюс оплата питания, и вот пожалуйста, 900 р. для взрослых и 700 р. для школьников впериод каникул.Это уже терпимо. Однако Кавказ и даже Краснодарский край прочно ассоциируются в сознании родителей с Чечнёй. И попробуй убедить их, что Западный Кавказ не более опасен, чем московские ЦПКиО или стадион "Динамо"... Обсудив ситуацию, мы решили летом, когда сроки не поджимают, разведать более дешёвый вариант проникновения в Крым через Керченский пролив. Ведь билеты до Анапы стоят лишь 200 р., а до Краснодара и того меньше. Перво-наперво позвонили в Краснодар, чтобы узнать про автобусы до порта Кавказ(так назывался причал на российском, некогда тьмутараканьском, а теперь таманском берегу). Оказалось, что рейсы бывают раз по 5 в день, и мест свободных хватает. Затем предложили родителям "обходной" вариант. Тут они почему-то забыли, что ехать придётся всё равно через Кавказ и дали добро, а вернее-деньги. Но поначалу мы совершили ошибку: взяли в Краснодаре билеты на автобус Кисловодск-Ялта сразу до Белогорска, откуда хотели начать маршрут. Проезд обошёлся по 130 р. с человека и отдельно за паром по 93 р. Оказалось, надо было ехать до переправы и там садиться на паром самостоятельно. Это обходится в 54 р. На крымской стороне можно сесть в свой же автобус или ехать городским транспортом до автостанции за 35 украинских копеек. Переезд к началу маршрута нашим обходным путём занял вместо обычных полутора двое суток, и поэтому в Белогорске мы оказались лишь к вечеру. Ночевать здесь лучше всего на берегу крупного водохранилища за мостом через полноводную даже летом речку Карасу. Первая на пути из Керчи речка Танасу, протекающая по восточной окраине Белогорска, мелкая и грязная, да и жители местного дома душевнобольных весьма агрессивны. Пешую часть предпологали начать от села Межгорье. Автобусы туда давно не ходят, но нашёлся "левак", доставивший нас до места за 30 гривен с человека, вышло пимерно по 16 рублей. От Межгорья двинулись в горы вдоль реки Суат. На группу с рюкзаками лесники смотрели с явным удивлением: давненько таких тут не хаживало. Неуверенно заданный кем-то из них вопрос о маршрутной книжке так и повис в воздухе. Путь через Караби-Яйлу, Нижний Кокасан и Сахарную головку в Громовку хорошо известен. Отмечу лишь, то что расположенные вдоль него источники не пересохли, хотя было начало августа. В Громовку и во многие другие сёла автобусы не ходят. До Морского мы шли пешком. Ночевали у моря вблизи реки на восточной окраине посёлка. Здесь, да и позже никто нами не интересовался и денег за постой не требовал. Но дров нет, пришлось пользоваться примусом. В Морско, как и во всём крыму, вина, фрукты и овощи дёшевы, иные продукты дороги. Дальнейший путь шёл по пляжам до Весёлого. Здесь тоже почти нет дров. Зато на следующий день, запасшись водой, мы остановились в "Верхнем Раю"- бывшем заповеднике Караул-оба. В Новом Свете берут плату за входв грот Шаляпина и на Царский пляж, но поборов при правильном выборе пути можно избежать. Палатки теперь ставят теперь даже над Царским пляжем, правдв говорят за деньги. В Судаке можно установить палатки около мыса Алчак на берегу ручья, но и там проблема с дровами. Из Судака по старинной заброшенной дороге мы спустились к виноградникам Солнечной долины. Эта дорога начинается от шоссе вблизи круговой развязки Судак-Феодосия-Солнечная долина и идёт по южным склонам горы Ай-Георгий через можжевеловый лес мимо источника. Восточнее посёлка за ветродвигателем есть водохранилище. Через его плотину идёт грунтовая дорога вверх, к виноградникам и роднику, отмеченному на всех картах. Здесь удобный ночлег с дровами. Следующая ночёвка привязана к источнику над Лисьей бухтой под скалами горы Какра-оба, откуда Кара-Даг. Источников здесь целых два. Попасть в бухту от Солнечной долины можно и по другому- вдоль моря от села Прибрежное через виноградники. Карадагский заповедник при наличие соответствующих документов, денег и нахальства и нахальства можно пойти насквозь до Коктебеля, а можно и обйти через Щебетовку. В последнем случае советую пополнить запасы воды у источника Лягушка, расположенного рядом с домом лесника. Коктебель не нуждается в рекламе. Остановиться можно в левой восточной части бухты вблизи бывшей погранзаставы. За пионерлагерем есть дрова. Отсюда грунтовая дорога ведёт вдоль диких пляжей мимо мыса Лагерный до высоты 238. Дальше вдоль морятянутся прижимы и уединённые бухты вплоть до посёлка Орджоникидзе. Этот участок удобнее обойте по тропе, ведущей от конца дороги вдоль моря. По пути есть родник. За невысоким перевлом распахивается широкая долина, спускающаяся к бухте Двуякорной. За ней- высоты, образуюшие феодосийскую подкову. На высотах дорога проходит мимо водохранилища. Дров достаточно. Из Феодосии мы вернулись в Анапу. До Керчи добрались двумя дизельными поездами всего за 2,5 гривны с человека. Ещё 1,5 гривны стоил проезд до городского автовокзала и оттуда до порта крым. Подведём итоги. Дорога Москва-Белгородск: летом-380 р., в учебное время школьникам-250 р. Дорога Феодосия-Москва: 340 и 240 р. соответственно. По сравнению с традиционным заездом выигрывается 300-350 р. летом и 500-550 р. в льготный для школьников период. Отметим также, что стремление в Крым оправдано только тогда, когда участники хотят посетить музеи, исторические памятники и другие достопримечательности." Алексей Алексеев.Преподователь ДЮЦ "Норд-Вест", мастер спорта. |